Йога-сутры Патанджали. Разница древнего и современного подхода к йоге.

Намасте!

Сложно изучать йогу, не обратившись к ее первоисточникам. Передо мной лежат переводы йога-сутр мастера Патанджали, написанные около 2 тыс. лет назад и оказавшие огромное влияние на восприятие йоги в мире. Благодаря этому произведению, йога получила философское обоснование и толкование и стала систематизирована.

“Сутра” буквально означает нить. В те времена, когда знания передавались из уст в уста, основным способом запоминания было заучивание. А запоминать тексты гораздо легче, когда они оформлены как афоризмы. Надо отметить, что Патанджали не создал, а зафиксировал учение йоги, систематизировал его. До него уже существовали какие-то записи школы йоги, но они не сохранились.

Читая коренной текст, многое современному обывателю будет непонятно, что же тут имеется в виду. Дело в том, что в древние времена йога считалась наукой для избранных и держалась в секрете. Знания передавались от учителя к ученику в виде бесед и наставлений, обучение могло длиться несколько лет. Учителя передавали свой опыт, что они пережили сами, осознали и внедрили в свою жизнь, так что не брали первого встречного, а только достойного и то после проверки. В 3 главе йога-сутры Патанджали говорит о сиддхах (силах), которые можно достичь, имея регулярную практику. Мне тут сразу вспоминаются джедаи из Звездных войн. Сиддхи (интуитивное познание, высшие слышание, осязание, зрение, вкус, обоняние) возникают как побочный эффект и являются препятствием для Самадхи, но являются магическими силами в земной жизни. Несложно представить, какие могли бы быть последствия, будь это учение открыто каждому! Не все имели светлые помыслы и цели и тяжелых последствий было не избежать. Вспоминаем Энакина Скайуокера))

Уже чувствуете разницу? Сейчас йогой может заниматься каждый желающий, она открыта для всех, много клубов и различных классов. Их разнообразие просто ошеломляет: от йоги в гамаках до йоги с котиками и на снегу. Есть спрос, желающих “оздоровиться” и снять стресс огромное количество и предложение тоже растет, но оно скорее напоминает развлечение и гимнастику, и уводит от главной цели йоги, но об этом позже. Современные инструкторы йоги первоклассно знают все асаны, готовы помочь преобразить физическое тело, посадить на шпагат и поставить на голову, но вот помочь избавиться от ментальных омрачений, повести глубже, в исследование себя и прийти к самадхи, - это вряд ли, в отличие от просветленных и самореализованных гуру древней Индии.

Идем дальше. В древности йогин посвящал этому жизнь, т.е. он тратил несколько часов в день на практику асан, несколько часов на пранаяму и созерцание, а потом еще шаткармы с медитациями. И так весь день! Это была его “работа”, которая поддерживалась обществом и поощрялась. В наше время, в этой безумной гонке вряд ли кто-то сможет себе позволить 4 часа на практику асан, а потом еще два часа на медитацию. Практикующему просто нечего будет кушать и негде жить через какое-то время. Мир изменился, хотя проблемы остались все те же. Так что акцент в нынешней йоге был смещен на практику асан, на осознание своего физического тела и контакта с ним. Хотя в йога-сутрах Патанджали лишь вскользь упоминает их во 2 главе, что асана есть неподвижная и удобная поза и ВСЕ! Нет ни названий, ни описаний.

Вернемся к целям йоги. Система йоги “по Патанджали” представляет собой практику достижения главной цели - освобождения (кайвальи) индивидуального духа от связи с пракрити, другими словами, прекращение деятельности сознания. Мастер здесь показывает нам весь путь к совершенству в нашей жизни.

Йога-сутры имеют 4 главы или пады, “пада” дословно нога, т.е. это основа, опора, фундамент. Например, как четыре ноги у стола, чтобы он стоял прочно и выполнял свою функцию.

Первая глава, Самадхипада посвящена медитации. Целая глава! Здесь и различные состояния нашего ума, препятствия в практике и как их устранить, виды концентрации и цель, куда мы должны прийти в итоге. В наше время все слышали о медитации, а многие пробовали “намедитировать” себе денег, прекрасные отношения, работу мечты. Создаются приложения и целые курсы о медитации. Это все прекрасно, конечно, и дает человеку возможность вынырнуть на время из водоворота страстей жизни, а потом опять плюхнуться обратно. А очень часто считается пустой тратой времени, т.к. не понятна мотивация и объект медитации: “Лучше бы пошла белье погладила, чем просидела ничего не делая!” Такая медитация идет в отрыве от практики йоги и ничего общего с тем, что “завещал” Патанджали не имеет.

Вторая глава, Садханапада, повествует о шагах на пути и как оставаться йогином 24 часа в сутки, а не только 1 час пока вы в йога-студии. И путь этот начинается с крия-йоги: аскетизм, изучение священных текстов и посвящение своих поступков Всевышнему.

Третья глава, Вибхутипада, собрание трёх ментальных практик: как фокусироваться, как погружаться более глубоко и как медитировать глубоко и бонусах, получаемых во время регулярной практики. И снова Медитация!

Четвертая глава, Кайвальяпада, или об Освобождении, она как презентация всего пути, как обзор всей йога-сутры и короче других глав. Мастер повторяет весь путь, но совершенно другим образом, подчеркивая иные моменты.

Что же мы имеем в итоге? Йога-сутра даёт широкое теоретическое описание того, как работает йога, систему, но не дает нам детали, нет четких инструкций и указаний. Поэтому раньше к основному труду писались комментарии современников, тех, кто практиковал. Главный комментарий к йога-сутрам - “Вьяса-бхашья” мудреца Вьясу. Позже были “Царское солнце” царя Бходжи, “Свет драгоценности” Рамананды Сарасвати и другие. Комментарии давали ключи для ищущих практиков и помогали двигаться дальше на пути.

Йога не для каждого! Кто-то будет довольствоваться занятием в зале и подтянутой фигурой и это тоже здорово! А кто-то будет искать дальше, чтобы выйти из замкнутого круга. И нам обязательно нужен Учитель, “толмач”, кто прояснит и объяснит современным языком написанное, тот кто имеет опыт, готов его передать и вести за собой. Нужно искать своего сердечного учителя! Мир очень изменился, но цели и инструменты все те же! Главное - найти свой работающий и внедрить его в постоянную практику. Именно регулярная и осознанная практика с горячим желанием приведут нас к цели йоги. Ведь мы же понимаем, что это не стойка на голове!?

Эссе выпускника курса преподавателей йоги Московского университета йоги и линк

Товаров по данным параметрам не найдено.

Напишите комментарий
Войти как пользователь:

Комментарий будет добавлен после проверки администратором сайта.
Заполните все поля!